ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«ФЕНИКС»


129515, г. Москва, ул. Академика Королева, дом 5.

тел./факс: 683-13-06

На главную страницу

О Центре

Направления и задачи Центра

Специалисты Центра

Статьи

Фотоальбом

Наши координаты

Более подробная информация о Центре

Мама, мне страшно!

Автор: директор ГОУ ЦПМСС «Феникс»
канд. пед. наук Макаренко Светлана Александровна



Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется и поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.


Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления могут исчезнуть бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о психофизиологической ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.


Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители бессмертны. У маленьких детей всё по правде, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это страшное живое существо, обитающее в лесу. Ко мне на прием пришел мальчик 5,5 лет. Из жалоб мамы выяснилось, что мальчик плохо спит, боится оставаться один в комнате, ни на шаг не отпускает от себя маму, а если мамы рядом нет, то ходит по пятам за бабушкой. На мой вопрос, чего же ты боишься, ответил, что боится Бабы Яги, потому что она ест маленьких детей и взрослых людей, а ещё у неё имя страшной. Ну, что ж начнем с имени. Баба – это значит бабушка, Яга – это сокращенное женское имя Ядвига. Если бы на улице, говорю я ему, ты встретился с пожилой женщиной- бабушкой Ядвигой, ты бы испугался её. Подумав немного, мальчик отрицательно покачал головой и сказал: «По улице много бабушек ходит, я их не боюсь». «А как ты думаешь, чем питаются бабушки, вот например, твоя бабушка, что ест?» «Моя бабушка любит молочко, творожок, печенье, супчик»- сказал малыш. И подвел итог: « Уж детей она есть, точно не любит». « Я думаю, я больше тебе скажу по секрету, бабушки очень любят своих внучат, они любят их баловать конфетками, рассказывать им интересные истории и добрые сказки, но ни как не есть своих маленьких любимых внуков и внучек. Вот и бабушки Ядвиги, тоже есть внучата, а так как эта бабушка живет в лесу, то маленьких ребяток она потчует вареньем из лесных ягод, угощает ребяток орешками, варит вкусные супчики им из грибов, собирает букеты из лесных цветов, а зимой рассказывает детям разные истории о жизни животных». После беседы страхи ушли, на смену злого образа Бабы Яги пришла, добрая Бабушка Ядвига, которую можно полюбить, которая совсем не страшная. Постепенно у ребёнка складывается реальный объективный характер представлений, когда он учится различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.


Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием таких факторов как: наличие страхов у родителей; тревожность родителей в отношениях с ребёнком; избыточной гиперопеки и изоляции от общения с другими детьми-сверстниками, большого количества запретов со стороны родителей, а так же многочисленные нереализуемых угроз всех взрослых в семье; отсутствия возможности для полоролевой индентификации с родителем (чаще это встречается среди мальчиков); психических травм типа испуга. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети 6-7 лет к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем в семьях с благополучным климатом. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо знать, что такое страх.


Страх основан на инстинкте самосохранения, носит защитный характер и сопровождается определёнными изменениями со стороны нервной системы, отражается на частоте пульса и дыхания, изменении артериального давления, выделении желудочного сока. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.


В быту чаще всего мы встречаемся с так называемыми внушёнными детскими страхами. Источник внушенных страхов – взрослые - родители, бабушки, няни, воспитатели детских садов, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне подчеркнуто, эмоционально ярко указывают на наличие опасности. И как результат, ребёнок воспринимает только вторую часть фразы типа: «Не бегай – упадёшь», «Не ходи-потеряешься», «Не бери – уколешься», «Не трогай – укусит», «Не дотрагивайся – ошпаришься». Ребёнку пока ещё не ясно, чем всё это ему грозит, но он распознаёт сигнал тревоги, состояния страха. Страх закрепляется и распространяется на исходные ситуации.


Не сколько слов следует сказать и о так называемых внешних страхах у детей, которые возникают у излишне тревожных родителей. Детскую подвижную психику ранят разговоры при ребенке о болезнях и убийствах, пожарах и потопах и т.п. Такие разговоры калечат детскую психику. Это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха. Если ребёнок пугается или вздрагивает при внезапном стуке, громком звуке, шуме - вероятнее всего когда-то такие звуковые эффекты сопровождались для малыша крайне неприятными переживаниями. Неприятное сочетание запечатлелось в памяти ребенка в виде определённого эмоционального следа и непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.


У страха и тревоги есть общее – это волнение и беспокойство. Тревога в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.


Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Общим для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, отмалчивается или замолкает совсем. Ладошки становятся потными, ребенок как бы застывает или наоборот, становится излишне подвижным. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь можно говорить о высоком уровне тревожности.


Причинами страха могут быть события, ситуации, являющиеся началом опасности. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов. Новая обстановка, незнакомые лица людей или предметы так же иногда вызывают страх у детей.


Родители обязаны помочь ребенку справится с его страхами. Малыша следует поощрять в его успехах, при этом предельно сужая и конкретизируя сферу деятельности оценочного суждения. Родители оценивают не всю деятельность ребенка сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные. «Ах, как хорошо у тебя получилось нарисовать домик. Как чисто ты вымол свою тарелочку, кружечку. Как хорошо ты научился подметать пол» и т.п. При этом большое внимание уделяется поддержанию в семье атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как овладение новыми знаниями и умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования между братьями и сестрами, ребенком и взрослыми членами семьи, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного к другому.


Одним из эффективных методов снятия страхов является рисование. Ребенок пытается изобразить свой страх на рисунке, придать ему конкретный видимый облик. Это способствует преодолению боязни. Затем рисунок-страх можно разорвать на мелкие кусочки и спустить его в унитаз. При этом все действия выполняет сам ребенок, а взрослый лишь комментирует манипуляции ребенка, похваливает малыша как здорово, он расправляется со своими страхами, что страхи ушли навсегда и больше к нему не вернутся.


Если родители обеспокоены поведением своего ребенка, страх как тень преследует малыша, мешает ему правильно гармонично развиваться, следует срочно обратиться за консультацией и помощью к специалистам. Комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на лечение детских страхов, поможет ребенку преодолеть свой эмоциональный недуг и стать спокойным.



Наш Центр – это психологическое сопровождение и социально-педагогическая поддержка!





Hosted by uCoz