ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«ФЕНИКС»


129515, г. Москва, ул. Академика Королева, дом 5.

тел./факс: 683-13-06

На главную страницу

О Центре

Направления и задачи Центра

Специалисты Центра

Статьи

Фотоальбом

Наши координаты

Более подробная информация о Центре

Социальное сиротство

Автор: директор ГОУ ЦПМСС «Феникс»
канд. пед. наук Макаренко Светлана Александровна



В сиротстве жить - слезы лить.
(Русская пословица)


В последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано: с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. Изменением социального состава сиротства, увеличение среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.


К сиротам принято причислять: 1. Собственно сироты: дети, чьи родители рано умерли. 2. "Лишенцы": дети родителей, лишенных родительских прав. 3. "Отказники": дети родителей, отказавшихся от родительских прав. 4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании. 5. Домашние сироты: ребёнок живёт с родителями, но им - не до ребёнка. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях.


"Скрытое" социальное сиротство вызвано изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.


В русском языке словом "сирота" обычно называется ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Но не только он. Согласно словарю В.И. Даля, диалектным словарям, так же обозначается "вообще беспомощный, одинокий, бесприютный человек. "Сирота" на Руси становится синонимом слова "смерд" по той причине, что обозначает человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России 16-17 вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях и кабально зависевшие от них, назывались детеныши.


Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Австралийские аборигены звали «сиротой» и такого ребенка, у которого умерла только мать. Дети, потерявшие родителей, обычно не погибали и не голодали, однако «сирота», в представлении аборигенов, - это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в фольклоре; в мифах и сказках сирота - это ребенок, за которым плохо следят и который, в конце концов, доводит до беды и себя, и всех взрослых. Положение сирот в обществе всегда являлось депривелегированным: девочки-сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски. Согласно белорусской легенде, волков Бог создал специально для того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь. Восприятие сироты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось в народном творчестве. За ним закрепилось понятие «недоля». В русском языке слово «доля» выражает не только количественную меру целого, но и правовое понимание части наследуемого имущества. Поскольку без такого стартового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет того, что завещают ему родители, судьба его, согласно народным поверьям, скорее всего не сложится. Иными словами, его ждет «недоля». Отсюда и широко распространенные представления о «сиротской недоли».


Мотив сиротства широко использовался и в устном народном творчестве и в художественной литературе. О человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить, говорят «казанская cирoтa». Парадоксально, но факт, в столице, где проблема предоставления жилья решена полностью, оказалось, что более половины выпускников детских сиротских учреждений не живут на полученной ими жилплощади, и практически все не вносят квартплату. Многие бывшие детдомовцы занимаются бродяжничеством. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Дети – сироты не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, они не могут правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Психологические исследования детдомовских детей свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако у них выявлены слабо сформированная картина мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы "кто тебе больше нравится?", "что ты любишь?" или "какое у тебя настроение?" вызывают смущение у ребенка, и он ничего не может ответить на них.


Наиболее актуальная тема сегодняшнего дня – это тема скрытого сиротства, когда при живых родителях, полной семье, ребенок чувствует себя обездоленным, одиноким, незащищенным.


Детей преуспевающих родителей не подхлестывает бедность. Им никогда не приходилось пробивать себе стабильно-успешный жизненный путь. Они довольно легко сохраняют то имущественное положение, к которому привыкли с детства. Эти дети учатся в элитных школах- гимназиях, посещают престижные, дорогостоящие, спортивные секции. Но при всем при этом число таких детей составляет основной контингент, нуждающихся в помощи специалистов педагогов-психологов, врачей. Эти дети лишены родительского тепла, имея все социально-бытовые блага, они не имеют самого главного близкого, доверительного отношения с родителями.


Маленький пример скрытого сиротства. Мальчику 7 лет, учится в первом классе школы с углубленным изучением иностранного языка, занимается в музыкальной школе, родители, преуспевающие бизнесмены. Мальчик словоохотлив, интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Мечтает, чтобы семья собралась вместе, что бы родители никуда не спешили, поговорили с ним, прислушались к его желаниям, наконец, просто, что бы услышали его. При социометрическом обследовании мальчик рядом с собой на первое место ставит собаку, затем тренера по шахматам, одноклассников, гувернантку и т. д., и только самыми последними в череде окружающих его людей он ставит маму и папу. На рисуночном тесте ребенок тщательно вырисовывает клетку, в которой сидит животное. Жизнь в клетке отражает потребность мальчика в защищенности, чувство своей несвободы, зависимости. В беседе с отцом ребенка, папа признается, что только сейчас, на восьмом году жизни сына, он узнал многое тревожно новое, о своем наследнике. Он даже не подозревал, что ребенок так одинок, что его сын страдает ночными страхами, что у сына заветная мечта как можно чаще видеть отца и общаться с ним. Печально, что только вмешательство извне открыло глаза родителям на, мягко говоря, тревожное состояние их ребенка.


Новое поколение детей, родившихся в богатых семьях, считают богатство чем-то естественным, а поэтому у них меньше стремления добывать материальные ценности, чем у их родителей. Такая позиция ведет к пассивному отношению, как к себе, так и к жизни в целом, а как следствие к деформации развития личности. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления у так называемого социального сироты отмечаются в эмоционально-волевой сфере - неуверенности в себе, снижении целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности. Симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия.


Ребенок, проживающий в семье пытается изменить условия жизни. Возникает конфликт взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», который, как правило, у ребенка приводит к неврозам. Своим не всегда правильным поведением он пытается привлечь внимание родителей. Ребенок пытается своими действиями разорвать круг отчужденности близких ему людей, он не ограничивает себя простейшими социальными ожиданиями и потребностями. Внутри группы одноклассников дети с симптомом скрытого социального сиротства могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского внимания и тепла. У этих детей масса проблем, они психологически отчуждены от близких им людей. Это открывает им "право" к правонарушению.


Важнейшая психологическая особенность скрытого социального сиротства, установленная в результате многочисленных наблюдений, заключается в стремлении к избыточной компенсации недостающего родительского тепла и внимания и переносе его искомого эмоционального состояния на других людей. Такие дети ищут в школе и дворе защитника, покровителя. Они видят опекающего их в каждом взрослом и старшем. Они безоглядно доверяются каждому, обратившему на них малейшее внимание, тем более проявившему благожелательность и хотя бы намек на заботу.


Социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но ее фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента зависят качества ребёнка - лидера или жертвы общественной системы. От того, каким будет это детство, где оно происходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Социализацию можно считать удавшейся, если человек органично включен в социальные отношения и нормально функционирует во взрослых социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Подобное возможно только в случае, если социализация протекала в полноценной семье.


Работая с проблемными детьми, я использую разработанную мною методику определения скрытого социального сиротства, которая базируется на социометрии, цветовом тесте М. Люшера. Для этого нужен следующий инструментарий: белый лист бумаги формат А-4, ластик, простой карандаш ( читается как серый), набор цветных карандашей или фломастеры (синий, зеленый, желтый, красный, фиолетовый, коричневый, черный).


Ребенку предлагается на листе бумаге нарисовать круг, в круге он пишет «Я», таким образом, он определяет свое положение в социуме. Затем педагог ему предлагает нарисовать круги на оставшемся пространстве листа бумаги. Каждый круг подписывается значимым лицом для ребенка. Это могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, друг, родственник, а может быть какое-то домашнее животное. Затем предлагаем на оставшемся пространстве листа разместить по отношению к кругу «Я» круги – класс, школа, классный руководитель или любой учитель, которого сам ребенок пожелает отметить, улица в целом и т. д. Круги испытуемый рисует разноцветные. Ребенок сам выбирает цветной карандаш или фломастер, присваивая тот или иной цвет лицу, которым назван круг. Затем мы предлагаем ребенку соединить стрелками круг «Я» со всеми нарисованными кругами. Стрелки так же могут быть разноцветными, могут указывать в одном или двух направлениях «Я» -> «друг Коля», «Я»<- «бабушка», «Я» <-> «мама или папа» и т.д.


Видимая длина стрелок по отношению к центральному кругу «Я» позволяет педагогу определить степень отчужденности ребенка. Цвета кругов и линий нам расскажут о психологическом состоянии ребенка, о его отношении к нарисованному субъекту или объекту. Так серый цвет мы рассматриваем как безразличие, синие – полное спокойствие, зеленый-воля к действию, упорство и настойчивость, красный – активность действий, успех, активная жизненная позиция, желтый - стремление к освобождению, надежда на лучшее, на ликвидацию конфликта, на большее счастье, фиолетовый-фантазийность, мечтательность, желаемое видится реальным, тревожность, коричневый - пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, «стадное чувство», черный- протест против существующего положения, отвержение субъекта. Методика легка в обработке. Не требует большой затраты времени. Если же педагог не знаком с тестом М.Люшера, то данную методику можно проводить, работая только простым карандашом. Степень депривации или скрытого социального сиротства вы определите по расположению кругов по отношению к кругу «Я».



Наш Центр – это психологическое сопровождение и социально-педагогическая поддержка!





Hosted by uCoz