ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«ФЕНИКС»


129515, г. Москва, ул. Академика Королева, дом 5.

тел./факс: 683-13-06

На главную страницу

О Центре

Направления и задачи Центра

Специалисты Центра

Статьи

Фотоальбом

Наши координаты

Более подробная информация о Центре

Фитодизайн, как средство психического развития ребенка

Автор: директор ГОУ ЦПМСС «Феникс»
канд. пед. наук Макаренко Светлана Александровна



Цель работы с детьми средствами фитодизайна - это развитие у детей воображения, эмпатии и раскрытие их творческого потенциала. При такой постановке цели, занятия становятся мощным терапевтическим средством нормализации психических процессов у детей. Ребенок частично или полностью избавляется от различных психических комплексов. Работа с цветами развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию индивидуальности, а положительные эмоции, ощущаемые при соприкосновении с миром прекрасного, миром цветов, являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает ребенку справится с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.


Данное направление деятельности делает попытку раскрыть важность обучению работы ребенка с цветами (флористикой), способствует становлению человеческого индивида.


В человеческой психике имеется четыре вида психической деятельности, которые находятся в постоянном развитии. Это – память, мышление, восприятие, воображение. Все эти виды психической деятельности сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Индивидуальность человека складывается из проявления природных задатков, выявляющихся у него в детском возрасте. Человеческий индивид, его своеобразие, является как бы стержнем его человеческой личности, и чем крепче этот стержень, тем самобытнее личность человека. Исходя из этого, становится понятной важность выявления природных задатков у ребенка. Занятия фитодизайнем (флористикой) раскрывают в ребенке его внутренний потенциал, способность самовыражаться через красоту мира природы.


Для выявления задатков психики ребенка играет большую роль его обучение. Обучение фитодизайну предполагает передачу знаний и умений по предмету растениезнание от педагога к ученикам. Эта передача происходит посредством объяснения, показа (наглядности) растений, требования и помощи, каждое из которых выполняет свою роль в процессе общения и обучения на занятиях по флористике и фитодизайну.


Активное обучение влияет на развитие психической деятельности ребенка в первую очередь тем, что постоянно перед ребенком из занятия в занятие, ставит различные задачи, решая которые дети проявляют свои задатки памяти, мышления, воображения, восприятия.

При обучении на занятиях по фитодизайну учитель рассказывает о «азбуке» растений, условиях их выращивания, об особенностях их происхождения, природных зонах, в которых растения произрастают. На первом году обучения ребенок овладевает необходимыми умениями и знаниями. Уход ребенком за комнатными растениями помогает развить внимание и память. Адекватно воспринимать окружающий его мир, фантазировать и воображать.


Растения как элемент интерьера многофункциональны. Первая и, несомненно, важная роль цветов – эстетическая. Растения позволяют подчеркнуть стиль интерьера по принципу подобия и контраста, помогут акцентировать внимание ребенка на том или ином предмете декора.


Есть и второй аспект – медицинский или, так называемый, санирующий. Многим известна целительная сила растений. Они выделяют эфирные масла, вызывающие гибель микроорганизмов. Хризантема мелкоцветная снижает количество микроорганизмов в воздухе в два раза. Хлорофитум за 24 часа выделяет вещества, вызывающие гибель 50-65% вредных организмов. Высокоэффективными очистителями воздуха являются плющ обыкновенный, алоэ, аспарагусы поглощают ионы тяжелых металлов, а маранта, антуриум и монстера улучшают вводно-газовый обмен. По данным НАСА диффенбахия пятнистая очищает воздух от таких токсических веществ, как формальдегид, бензол, трихлорэтил.


И даже самые простые и неприхотливые виды обладают определенным санирующим эффектом: повышают концентрацию кислорода, понижают содержание пыли, стабилизируют уровень углекислоты.


Обилие зеленого цвета снижает внутриглазное давление.

Оформление комнатными цветами помещений способствует снятию психологического напряжения у детей с тяжелым диагнозом аутиз, снятию психологической усталости, разрядке напряженного монотонного труда педагогов-психологов и врачей.


Озеленение производственных помещений, где проводят групповые занятия с детьми 6-12 лет, способствует решению таких задач, как санирование – улучшение микроклимата: снижение запыленности, смягчение шума, а также создание благоприятной психологической обстановки. Макс Люшер в своей книге «Цвет Вашего характера» говорит, что «зеленое» поведение – это стремление к улучшению условий жизни, забота о здоровье, желание прожить долгую и полезную жизнь или выстроить таковую для себя и для других. Цвета природы оказывают на человека огромное влияние, и, хотим мы того или нет, формируют в нас те или иные физиологические и психологические качества. Целостность цветового ряда растений определяет наше эстетическое чувство, воздействует на работу целого ряда систем органов человека.


Занятия по фитодизайну предполагают развитие речевого общения у ребенка. Ребенок учится наблюдать за живой природой, он понимает её. Занятия создают атмосферу безопасности и спокойствия, что немаловажно для детей с подвижной нервной системой. Включая ребенка в познавательный процесс, педагог предполагает, что роль ребенка на занятиях исключительно будет активной. Через обучение фитодизайну задействуются механизмы интеллектуального, эмоционального, коммуникативного развития. Успешное общение на занятиях способствуют закладыванию такого фундамента, как уверенность в себе, успешность в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем во взрослой жизни. Все, что ребенком будет увидено и сделано на занятиях обсуждается с педагогом, повторяется и закрепляется на следующих занятиях. Общение – основное условие развития ребенка. В общении формируется личность. Человек посредством других людей может оценить самого себя. Общаясь на занятиях, дети взаимодействуют друг с другом, общими усилиями добиваются желаемого результата, познают мир прекрасного – мир живой природы, мир цветов.


Посредством общения с цветами дети могут внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать и оценивать эмоциональное состояние своих ровесников. В ходе занятий педагог-психолог или педагог дополнительного образование проводит корректировку межличностного общения детей, занимающихся в группе, используя эмоционально-положительные формы общения, вспомогательные средства (рисование, музыку).


При выборе видов деятельности на занятиях по фитодизайну (флористике) открываются большие возможности трудовой деятельности. Доступность материала (комнатные цветы) позволяет полноценно использовать их в повседневной жизни, развить эстетический вкус ребенка, повысить саму значимость трудовой деятельности через уход за цветами, составление композиций из цветов, что в свою очередь приносит ребенку радость труда, удовлетворенность результатами составления икебано, развивает в ребенке чувство гармонии и меры. Занятия помогают ребенку почувствовать себя частицей целого большого мира.

Данное направление предлагает следующие виды деятельности:

  • уход за комнатными растениями;
  • составления композиционных букетов из цветов и сухоцветов;
  • рисование растений;
  • изготовление цветов из пластилина;
  • оформление помещений;
  • составление картин из сухоцветов.

Эти виды деятельности полностью отвечают принципам доступности техники и материалов, привлекательности и эстетичности. Развитию мелкой моторики.


Занятия фитодизайном решают следующие задачи:

  • профилактика нарушений здоровья, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами фитодизайна;
  • развитие познавательной сферы;
  • обучение трудовым навыкам и умениям по всем операциям ухода за комнатными растениями, с учетом психического и физического развития личности;
  • привитие коммуникативных навыков детям в работе с детским коллективом;
  • создание условий для гармонического развития личности ребенка, которые будут способствовать эмоциональной устойчивости, нравственно-волевым качествам, уважение к природе, к результатам своего труда;
  • способствование преодолению упрямства, эгоизма, лени;
  • формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с живой природой;
  • способствование стремлению детей к развитию умений и навыков, к совершенствованию творческого процесса и самовыражения.

В совокупности данные задачи способствуют гармонизации социальных отношений между детьми. Совершенствованию самой трудовой деятельности. Изменению самосознания ребенка.


Индивидуальные и групповые занятия носят коррекционный характер. Они помогут ребенку почувствовать безопасность, обрести доверие к другим людям, научиться управлять собой, научиться слушаться или хотя бы подражать другому.

Занятия помогут ребенку научиться инициативно действовать, осознать себя личностью. Расширить кругозор ребенка, снять зажатость, тревожность. Наполнить ребенка знаниями о социуме.


Фитодизайн представляет собой интеграционный и коррекционно- развивающий курс эстетического и трудового воспитания детей от 7 до 12 лет. Программа включает: научение ухода за комнатными цветами, фитодизайну и флористики. Содержание программы распределяется по видам деятельности и возрастным группам детей. Научение каждому виду деятельности составляет 2-3 месяца. В каждом тематическом курсе предусмотрено усложнение заданий. Состав обучаемых постоянный или возможен набор нового контингента детей в новом учебном году.


Программа рассчитана на активное формирование у ребенка адекватного восприятия окружающего мира, мира вокруг нас, воспитание эстетического вкуса, чувства меры. Через восприятие цветов ребенок будет знакомиться с гармонией цвета, разнообразием форм. У ребенка будут включаться резервные силы организма, способствующие восполнению здоровья, нормальному функционированию центральной нервной системы, восстановлению психического здоровья. Ранняя психологическая диагностика и коррекция средствами фитодизайна позволит ликвидировать ряд проблем у больных детей и детей группы риска. А так же позволит детям-инвалидам безболезненно адаптироваться в социуме своих сверстников.


Тематические блоки и примерное распределение учебных часов.


   
Кол-во часов
Примечание
1. Знакомство с комнатными цветами
Вводное занятие – 1
(экскурсия по Центру)
2. Цветы в доме
1
 
3. Правила ухода за растениями
10
 
4. Защита растений
2
 
5. Размножение растений
2
 
6. Пересадка растений
2
 
7. Стили интерьера
1
 
8. Приемы озеленения
4
 
9. Цветы в доме
3
Рисунки по интерьерному озеленению
10. Представители различных семейств в интерьере
12
 
11. Интерьерные растения и аксессуары
3
 
12. Искусство икебано
20
 
13. Растения и ткани
2
Роспись по ткани
14. Восприятие цвета через растения
2
 
15. Восприятие формы через растения
2
 
16. Отображение растений в рисунке
10
 
17. Отображение растений в пластилине
10
 
18. Отображение природы в литературных произведениях
4
 
19. Выставка букетов, рисунков, поделок
4
Подготовка выставочной экспозиции
 
Итого:
90 часов.
 

Содержание занятий остается актуальным материалом для изучения соотношения аффективного и когнитивного развития школьника. Для ребенка при знакомстве с фитодизайнем на первый план выходит эмоциональное сопереживание, понимание красоты природы, развитие такого качества как доброта.

В свое время Л. С. Выготским была выдвинута гипотеза, что «…обучение ученика новым понятиям и формам… может быть источником высшего развития собственных, уже сложившихся понятий ребенка… но эта работа… образует не конец, а начало в развитии научного понятия.» Развитие мышления ребенка может основываться на диагностике преобразования его дошкольного и школьного понятийного опыта. В программу введена область вербального компонента. Понятийная область программы максимально полно отражает обучение детей фитодизайну.


Цвет, форма, композиция цветов связаны с памятью, т.к. несут в себе максимальное количество информации, что благотворно сказывается на запоминании чего-либо. Композиционное исполнение букетов связано с развитием воображения ребенка. Психическая деятельность воображения проявляется в построении представления о чем-либо, использует знания мышления и памяти таким образом, чтобы их сочетания соответствовало восприятию индивида. Душевное и духовное состояние ребенка отражалось в работе по фитодизайну. Развивая воображение ребенка, мы выявляем задатки гармонии, которые необходимы человеку для определения своего места в социуме. Восприятие детьми цветовой гаммы цветов помогут специалистам указать на некоторые возрастные особенности психики ребенка. Остальные формы психической деятельности – память, мышление, воображение в большей или меньшей степени зависят от восприятия индивида. Воспринимая основные базовые цвета, через разноцветие комнатных растений, у ребенка развивается длительность запоминания и удержания в памяти сложных явлений действительности. Развивается мышление, вырабатывается наблюдательность, знания гармонизации, ребенок старается наиболее точно передать состояние человека, явления природы. Ребенок выдает максимальное количество получаемой информации, которая содержится в его памяти. А это в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми, снижение детской тревожности, позитивная социализация детей.


Программа дает уникальную возможность выплеснуть на занятиях свои негативные эмоции, порожденные жизненными обстоятельствами, перенапряжение и т.д. В дальнейшем работа с цветами ребенка исправляет в лучшую сторону, что говорит о позитивном сдвиге в психическом состоянии ребенка. Это работа ни одного дня и даже ни одного месяца, на это могут уйти годы. Тесная связь педагога дополнительного образования, социального педагога и педагога-психолога при обучении воспитанников играет большую роль в нормализации психики ребенка. Внимание, помощь, нужные объяснения и обязательная наглядность необходимы детям при смягчении их различных психических комплексов, в основе которых заложен страх. Нормализации психики способствует также и творческая атмосфера групповой работы, общее вдохновение, когда ребенок забывает все, в том числе и свои страхи и тревоги, кроме тех задач, которые поставлены перед ним педагогом дополнительного образования или педагогом-психологом. Групповые занятия позволяют развивать в детях психическую деятельность, т. е. ребенок получает сведения об окружающем мире. Дети расширяют свой кругозор. Работая и ухаживая за цветами, дети строят свой собственный мир, выявляя задатки психики. Ребенок растет и готовится к восприятию и осмыслению мира во всем его многообразии. Широта кругозора дает ребенку чувство целостности с окружающей его действительностью, что имеет огромное значение для нормализации психики ребенка. Развитие воображения у детей способствует проявлению индивидуальных возможностей, укрепляет стержень его будущей личности. Воображение участвует в гармонизации индивида в социуме, а это важно при развитии человеческой личности.


Процесс обучению фитодизайну – это процесс творческий. Программа предусматривает интегративную деятельность ряда специалистов: психологов, врачей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов.


Заключение

Программа предлагает пройти обучающий курс всем детям, посещающим Центр, т.к. она способствует необходимому выявлению собственных задатков психики, помогает детям раскрыть творческий потенциал, учит самостоятельному суждению, расширяет кругозор, способствует трудолюбию. Программа по фитодизайну и флористике носит терапевтический характер, нормализующий психику, в котором многие современные дети нуждаются .



Наш Центр – это психологическое сопровождение и социально-педагогическая поддержка!




Hosted by uCoz